Одновременно с тем, как ширится число граждан, вставших на путь регулярного празднования собственного Дня рождения, наблюдается и прямо противоположный процесс. А именно: растет количество людей, не желающих встречать свою очередную годовщину прихода в этот мир. И ведь среди этих людей не только те, кто опустился на дно жизни и забыл в пьяном угаре даже дату собственного рождения. И не только те, кто из-за неуживчивого характера так и не смог обзавестись друзьями, а поэтому ему и приглашать на День рождения просто некого. И не только те, кто в силу обстоятельств не имеет достаточных финансовых возможностей, чтобы накрыть для друзей достойный стол.
И не только те, кто всю жизнь без остатка посвятил работе, работе и еще раз работе.
Среди отказывающихся от встречи Дня рождения очень много тех, кто преуспел в жизни, имеет друзей, располагает деньгами и не продал душу всепоглощающей работе.
Спрашивается: а этим-то чего еще не хватает? Оказывается, «этим» просто скучно. Дело в том, что День рождения — относительно молодой праздник. И он еще не успел обрасти собственными ритуалами, правилами, традициями. Или, обобщенно говоря, собственной культурой празднования. Поэтому в большинстве случаев День рождения празднуют по схемам, применимым для любого другого торжества и зародившимся много веков и тысячелетий назад. А тогда, в седой древности, главное отличие праздника от будней заключалось в очень простой формуле: праздник — это много еды. С годами эта формула претерпела лишь два незначительных изменения. Первое: праздник — это много вкусной еды. Второе: праздник — это много изысканной еды.
Косвенным подтверждением этому являются многочисленные книги про различные праздники, состоящие наполовину из поварских рецептов и описаний способов сервировки стола.
Поэтому сегодня встречающий День рождения должен сначала изломать всю голову, думая, каким бы кулинарным изыском поразить гостей на этот раз. Затем он должен полдня (а то и больше) провести на кухне, следя, чтобы ничего не убежало, не пригорело и не опало. Потом он обязан все приготовленное красиво разместить, разложить, расставить. А когда начнут появляться гости, он должен чем-то развлечь первых, пока не прибудут последние. А перед этим нужно еще успеть переодеться в нарядное и привести себя в порядок. Когда же все усядутся за стол, виновник торжества должен с вымученной улыбкой выслушать слова банальных поздравлений, принять стандартные подарки и ответить набором традиционных благодарственных фраз. Лишь через полчаса (после третьей рюмки) напряжение чуть-чуть отпустит именинника. И совсем не потому, что он наконец-то ощутит праздник, а потому, что все забудут об истинной причине встречи и перейдут к разговорам о том же, о чем и всегда. Сам же новорожденный будет метаться между сменой тарелок и блюд, необходимостью поддержать разговор и контролем за степенью опьянения отдельных гостей. Иногда кто-то из гостей, словно очнувшись, будет предлагать новый, оригинальный (с его собственной точки зрения) тост за именинника. Иногда именинник будет успокаивать пролившего соус на скатерть и утешать разбившего тарелку — мол, на счастье. А незадолго до того, как все будет съедено, гости захотят петь. Ибо, как известно, песня — это способ общения, когда еще или уже не о чем говорить. Потом вперемежку пойдут тосты, танцы, торты. Потом — уход гостей отнюдь не по-английски. Потом — тишина на фоне грязной посуды, объедков и подарков. И еще — чувство глубокого удовлетворения, что всем все понравилось. И еще — чувство облегчения: ну, наконец-то, День рождения закончился. Возможно, чье-то представление о радостном празднике полностью совпадает с вышеописанной картиной. И пожалуй, этих людей следует уважать как истинных «людей долга». Для них исполнение обязанностей гостеприимного хозяина — радость, а то и наслаждение. Но не меньше, а то и больше людей никакого восторга от подобной картины не испытывают. Что за удовольствие быть на собственном Дне рождения поваром, официантом, массовиком-затейником, а в завершение — посудомойкой и уборщицей? Скука. И даже не скука — тоска! И самый простой способ избавиться от этой тоски — не встречать День рождения, не приглашать гостей, не накрывать стол. А сослаться при этом можно нате же безденежье или занятость на работе. В наше время эти оправдания звучат благороднее, чем объяснение подлинных причин. Ну а долг хлебосольного хозяина, так и быть, можно исполнить раз в несколько лет, на какой-либо юбилей, когда количество исполнившихся годов будет кратно 5 или 10. Так что долой День рождения — день эксплуатации именинника гостями, день фарисейства и лицемерия! И пусть примут какой-нибудь закон, который запрещал бы простым гражданам встречать День рождения ежегодно и тем самым избавил бы их от лишних хлопот, забот, проблем и разочарований!
|